stydentu_tici (stydentu_tici) wrote,
stydentu_tici
stydentu_tici

Categories:

Максим Антоненко. ЛЕКЦИИ ДОКТОРА АЛЬБРЕХТА АДАМА


Доктор Альбрехт Адам и переводчик Рут Штубеницки

С 11 по 19 октября 2016 года нам, студентам 2-го курса ТИЦИ, посчастливилось – более точного слова не подобрать – прослушать курс лекций доктора Альбрехта Адама о писаниях Иоанна Богослова.

Доктор Альбрехт родился в 1952 году в восточной Германии, в саксонском городке Вернигероде. Изучал теологию в Лейпциге и Берлине. В 1989 году получил степень доктора теологии в Берлинском университете имени Гумбольдта. В 1997 – 2002 годах преподавал систематическую теологию и догматику в Лютеранской богословской семинарии в Оберурзеле, Гессен. С 2002 года доктор Альбрехт осуществляет пасторское служение в приходе св. Иоанна в Кёльне, входящем в состав Независимой Евангелическо-лютеранской церкви (SELK). С 2000 года преподаёт догматику и эсхатологию в Теологическом институте Церкви Ингрии.

Новый лекционный курс доктора А. Адама, прочитанный им в ТИЦИ в этом учебном году, носил название «Евангелист Иоанн и его весть». Насколько важно изучение библейских дисциплин будущими теологами, пасторами и церковными учителями, настолько же непростым делом является преподавание этих предметов. С одной стороны, содержание учебных курсов по экзегетике – особенно на теологических факультетах европейских университетов – нередко определяется историко-критическим подходом к Библии, в результате чего студентам приходится изучать не столько Святое Писание, сколько различные теории и гипотезы, имеющие лишь косвенное отношение к сердцевине библейской Вести. С другой стороны, в семинариях ортодоксальных церквей Америки и России довольно сильна тенденция к церковно-практическому изучению Святого Писания как источника незамысловатых истин, призванных лишь подтвердить правоту учения той или иной церкви. Крайние проявления этих двух тенденций я бы назвал “разумом без благочестия” и “благочестием без разума”.

Лекции доктора А. Адама – редкий случай, когда преподавателю удаётся осуществить синтез лучших достижений современной библеистики с конфессиональным подходом и пастырским опытом проповедования Слова Божьего.

В качестве примера такого синтеза я приведу небольшой фрагмент из лекции доктора А. Адама, посвящённой общим вопросам изучения писаний Иоанна:

«Мартин Лютер хорошо понимал, что если Христос является центром Библии, то это означает, что не все входящие в неё книги одинаковы по своей значимости. Одни располагаются ближе к центру, другие – дальше от него. Есть и такие части Библии, которые максимально удалены от центра (например, первые главы Книги Чисел). Именно идея христоцентричности Писания позволяет нам, вслед за Лютером, относиться к разным книгам Библии по-разному и не пытаться найти Христа там, где Его нет. В таких частях Библии есть много поучительного и полезного, даже и без прямой связи со Христом. Впрочем, это не означает, что мы не можем установить между окраиной и центром Писания косвенную связь. Например, читая об исполнении Божьих обещаний Аврааму, мы можем укрепляться в вере, что и обещания Христа верующим в Него тоже исполнятся».

Конечно, основное внимание и большую часть лекционного времени доктор А. Адам уделил Евангелию от Иоанна. Заслуживает особого внимания тематическое построение курса: отказавшись от сквозного комментирования евангельского текста, доктор А. Адам сделал смысловым центром своих лекций анализ пролога Евангелия от Иоанна и тех речей Иисуса, в которых содержатся слова «Я есмь». Такой подход позволил нам сконцентрироваться на основной идее данного Евангелия – божественности Иисуса – и рассмотреть её с разных точек зрения. При этом, благодаря удивительному таланту герра Альбрехта, догматическое ядро Евангелия от Иоанна было представлено в неразрывной связи практически со всеми насущными вопросами церковной и личной духовной жизни: мы говорили о значениии Таинств, о связи веры с добродетельной жизнью, о практике душепопечения, о современных проблемах миссии и о многом другом.

Особого упоминания заслуживают непревзойдённое педагогическое мастерство доктора А. Адама и его личное смирение. Никогда прежде я не встречал христианского учителя, который бы умел говорить о сложных богословских вопросах так просто и вместе с тем благоговейно, как это делает герр Альбрехт. Он очень ценит каждый вопрос, заданный ему студентом, и не стесняется признаться: «Это очень хороший вопрос, но у меня нет на него ответа». У герра Альбрехта – очень щедрое сердце: даже неудачный ответ студента он оценивает не отрицательным «нет, это неправильно», но дружественным «может быть, но лучше сказать по-другому». Лекции доктора А. Адама – прекрасный Божий дар, за который мы благодарим Господа!

Мы, очень счастливые, на уроках доктора Альбрехта:







Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments